Роман
«Отцы и дети» был написан И. С. Тургеневым в 1861 году. В нём писатель
сумел отразить дух времени, уловить наиболее типичные черты развития
общества середины XX века. Само название романа предполагает конфликт
поколений. Безусловно, центральной, основной, линией произведения
является противостояние разночинца и нигилиста Евгения Базарова и
дворянина-аристократа Павла Петровича Кирсанова.
Базаров
приезжает в деревню - к отцу своего друга Аркадия Кирсанова. Евгений
оказывает большое влияние на образ мыслей своего товарища. Базаров -
сильная личность. Он является представителем нового поколения, носителем
разночинских идей.
Автор
не упоминает о студенческой жизни героя. Очевидно, она была бедной и
тяжёлой, ведь отец Евгения- простой уездный лекарь. По словам старшего
Базарова, сын за годы учёбы «лишней копейки не брал». Портретная
характеристика, к которой прибегает автор, позволяет нам, как можно
более точно представить внешность героя: «широкий лоб», «крупные
выпуклости просторного черепа». Уже из этих незначительных деталей
читатель может сделать вывод, что Базаров - человек образованный и
интеллектуально развитый. Его политические взгляды сводятся к резкой
критике существующего положения в стране. Герой уверен, что либералы
«никуда не годятся», что аристократы - «дрянь», что народ полон грубых
суеверий, что русские мужики склонны к пьянству. Базаров ни в ком не
нуждается, никого не боится, никого не любит. Он готов жить в
одиночестве, говорить людям в глаза резкие слова только потому, что это
ему нравится. Базаров на признает незыблемости авторитетов, считает,
что любая истина может быть подвергнута сомнению.
Характер
Евгения раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами романа. К
примеру, с Аркадием Кирсановым он ведёт себя сдержанно, выступая в роли
«наставника». Возможно, это происходит потому, что нигилист не видит в
этом человеке друга, - ведь Базаров ещё не встречал никого, кто «бы не
спасовал перед ним». Наиболее яркий эпизод, показывающий характер
взаимоотношений между двумя молодыми людьми - высказывание Базарова о
сущности и назначении природы: И природа пустяки? - проговорил Аркадий,
задумчиво глядя вдаль, на пёстрые поля, красиво и мягко освещенные
солнцем.
И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
Внутренний
мир Базарова по-другому раскрывается в отношениях с Анной Одинцовой.
Только незаурядная, сильная личность могла увлечь молодого нигилиста.
Возможно поэтому так мучителен и трагичен для него отказ Анны. После
любовней неудачи Базаров совсем по-иному смотрит на жизнь. В нём нет уже
былой уверенности, его действия и поступки уже не отличаются строгие
рационализмом.
Базаров
умирает в расцвете сил, получив заражение крови при неосторожном
вскрытии трупа. Перед смертью он называет себя не нужным для России
человеком. Тем не менее, образ Базарова в восприятии читателя будет
всегда ассоциироваться с предсмертной фразой героя, которая, на мой
взгляд, очень символична и наполнена глубоким философским смыслом:
«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».