Наверное,
нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к
ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной
красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то
простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно
предстает перед нами совсем в другом свете. Только Тютчев может
сравнить «кроткую улыбку увяданья» со «стыдливостью страданья»
разумного существа (стихотворение «Осенний вечер»), дождевые капли с
людскими слезами (стихотворение «Слезы людские, о слезы людские...»).
Лирика
Тютчева разнообразна и неповторима, но вся она проникнута философским
смыслом. Эту философскую мысль мы видим в описании природы, в темах
родины и любви. Природа в лирике Тютчева живая и неповторимая, она имеет
свои образы. Весна— время пробуждения, время новой жизни и
новых надежд. На эту тему написаны стихотворения «Весенняя гроза»,
«Вешние воды». Весна всегда чиста и прекрасна:
Весенней негой утомлен,
Я впал в невольное забвенье;
Не знаю, долог ли был сон,
Но странно было пробужденье.
Осень — время покоя, время ухода и прощания, время размышлений:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест...
Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение «Умом Россию не понять...».
Весна
у Тютчева — это не только настоящее. Она имеет протяженность: бегут
вешние воды, проясняются небеса; муза весны напрямую связана с будущим.
Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень — это вечность:
А там, в торжественном покое,
Разоблаченная с утра,
Сияет Белая гора,
Как откровенье неземное.
Природа
у Тютчева всегда прекрасна. Поэт всматривается в нее, прислушивается к
ее звукам и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда
можно почувствовать слияние человека и природы (стихотворение «Так, в
жизни есть мгновенья...»).
Как
и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая
величие живой души в природе, он подобным образом видел ее и в России.
Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить
человечество. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: «...в Россию
можно только верить». Вера в Россию была сознательно выработанным
убеждением (стихотворение «На взятие Варшавы»). В своей борьбе с
братским народом Россия руководствовалась прежде всего необходимостью
«державы цельность соблюсти», для того чтобы:
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенъя
Единомысленную рать.
Тютчев полагал, что Россия должна держаться единства, основанного на духовных началах:
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
Растленъе душ и пустота.
Что гложет ум и сердце ноет, —
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа...
Судьба
России зависит не от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и
темного начал в ней самой. Условия для исполнения ее космической миссии
есть внутренняя победа добра над злом.
Тютчев
— современник Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на поэзию совершенно
разные. В поэзии Пушкина преобладают эмоции, чувства, впечатления.
Тютчев же постигает начала и основания бытия, философские начала мира.
Но тютчевская поэзия имеет религиозный характер, корни которого исходят
из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
Тютчев
не только стремится познать бытие, он одновременно отвечает на его
вопросы. Бытие для Тютчева — это вечность, Бог, и этот Бог наблюдает за
нами. Его глаза — звезды, его сила велика:
Он милосердый, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.
Поэзия
— это не просто чистая философия. У нее есть свои образы и категории.
Эти категории Тютчев рисует в виде символов, знаков:
Есть близнецы — для земнородных
Два божества — то Смерть и.Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он...
Философские начала связаны с христианским мотивами в лирике. Эти христианские начала часто выливаются в любовь к Богу:
Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.
Это
стихотворение написано под впечатлением любви к Денисьевой.
Замечательным стихотворением на христианский мотив является «И в Божьем
мире то ж бывает...». Оно проникнуто светлой надеждой. Именно «в Божьем
мире» Тютчев обретает успокоение. Он ищет и находит свою дорогу к Богу.
Уже
говорилось, что Тютчев мыслит образами. Это как земные, нам понятные
образы, так и образ Вечности — хаос. Тютчев представляет хаос как землю и
противопоставляет ее небу, космосу. Образ хаоса проявляется в виде
тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе
тютчевского хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бесформенная и безличная, темная,
слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая дурная
основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза Богов, красочный,
многообразный мир форм...» Мотив хаоса присутствует в стихотворении
«Последний катаклизм». В стихотворении «Безумие» хаос способен принимать
различную форму, в стихотворении «29-е января» он выражается «в
безвременной тьме». Хаос может принимать форму моря:
И бунтует и клокочет,
Хлещет, свищет и ревет.
При этом Тютчев противопоставляет хаос — море состоянию покоя, где покой — утес:
Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,
Но, спокойный и надменный...
Во всех этих стихах хаос подразумевается. В стихотворении «Сон на море» поэт называет его своим именем:
..Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон...
О
Тютчеве как о поэте мы не будем иметь полное представление, если не
скажем еще об одной его теме — теме любви. Любовь Тютчева — это не
чувства, переживания или состояние души. Любовь показана во взаимосвязи с
космосом и хаосом. В стихотворении «Предопределение» Тютчев говорит о
любви как о «поединке роковом»:
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенъе, сочетанъе,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
В
стихотворении «Близнецы» любви противопоставляется самоубийство. Любовь
бывает разной: взаимной и неразделенной. И не всегда любовь приносит
радость и счастье.
Бывает как раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Говоря
о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно
выделить какие-то самостоятельные темы. И любовь, и поэзия, и философия —
все слито воедино и существует в неразрывном виде. Среди
стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого
поэта к Денисьевой. Одно из таких автобиографических стихотворений — «О,
как убийственно мы любим...». Здесь поэт как бы подводит итог всей
любви: это великое чувство, но оно, к сожалению, не вечно. Любовь
нужно беречь и охранять, иначе она погибнет: «Год не прошел — спроси и
сведай, что уцелело от нея?..»
Тютчевская
поэзия — это сильный порыв к истине, душевное человеческое устремление,
состояние души самого поэта. Она прекрасна и незабываема.