XX
век справедливо может быть назван веком урбанизации. В 1900 г. в
городах мира проживало 14% всего населения, насчитывалось 12 городов -
"миллионеров". В канун XXI в. городским стало 45% мирового населения,
имеется примерно 2,4 тыс. больших городов (свыше 100 тыс. жителей
каждый) и свыше 200 городов - миллионеров.
УРБАНИЗАЦИЯ
- процесс повышения роли городов в развитии общества. Главное
социальное содержание урбанизации заключено в особых городских
отношениях, охватывающих социально-профессиональную и демографическую
структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение
производительных сил, расселение. Предпосылки урбанизации рост в городах
индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление
территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в
город сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения
из сельского окружения и мелких ближайших городов в крупные города (на
работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). Урбанизация - одна из
самых важных составных частей социально-экономического развития.
Общие черты урбанизации, характерные для большинства стран:
1)
Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых
странах, где происходят стихийные, не поддающиеся контролю миграции из
села в город. В мире с 1950 г. население городов увеличилось в 4.37
раза.
2)
Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, т.к.
города имеют множество функций, особенно в непроизводственной сфере, они
полнее удовлетворяют запросы людей, имеют развитую инфраструктуру и
обеспечивают доступ к хранилищам информации.
Половина населения мира живёт в городах. Более 30 городов мира имеют население более 5 млн. человек.
3).
"Расползание" городов, расширение их территории. Это происходит тогда,
когда вокруг крупных городов (столиц, промышленных и портовых центров)
возникают пояса городов - спутников. Такие образования называются
городскими агломерациями. Их неуправляемый рост очень беспокоит учёных,
занимающихся этой проблемой.
Основные стадии урбанизации.
I.
Развитие и рост городов. Это - "точечная" концентрация. Город
накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную
структуры. Проблемы его становятся все масштабнее и приобретают
возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города
становятся все затруднительнее ввиду ограниченности территориальных
ресурсов.
II.
Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения.
Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вносит
коренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевой
формой территориальной организации производительных сил и расселения.
Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма
распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в
ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и
одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в
том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города
реализуется полнее.
III.
Формирование опорного каркаса расселения. Рассредоточенная
концентрация. Опорный каркас представляет собой генерализованный
урбанистический портрет страны или региона. Он образован совокупностью
узловых (города, агломерации) и линейных (магистрали, полимагистрали)
элементов. Там, где они достаточно сближены и территория оказывается
перекрытой зонами их непосредственного влияния, формируются
урбанизированные районы.
Процесс
урбанизации в различных регионах и странах мира имеет свои особенности.
Современный тип урбанизации в развитых странах – это уже не столько
быстрый темп роста доли городского населения, сколько особенно
интенсивное развитие процессов субурбанизации и образования на этой
основе новых пространственных форм городского населения – городских
агломераций, мегалополисов. Субурбанизация -
рост и развитие пригородной зоны крупных городов, в результате чего
происходит формирование городских агломераций. Темпы роста пригородов и
городов-спутников обычно более высоки, чем темпы роста основного города
(ядра агломерации). Экономически
развитые страны в полной мере ощущают последствия стихийной урбанизации
и неуправляемого роста сверхгородов. Кризис больших городов является
закономерным следствием обострения социальных, культурно-цивилизационных
и расово-этнических противоречий. Существуют серьезные проблемы в сфере
использования территориального и жилого фонда, инженерного
оборудования. В некоторых крупных городах имеет место процесс некоторого
обесценения недвижимой собственности. Субурбанизация невозможна без
массовой автомобилизации, т. к. в пригородах практически отсутствует
инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное — места приложения
труда.
Процесс
субурбаницации нельзя толковать однозначно положительно. Жители
пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», т. к.
общественный транспорт в пригородах, как правило, отсутствует. Часовая
миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что
ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для
борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в
пригородах общественного транспорта, например пригородного
железнодорожного и легкорельсового.
|