Созданный в «Записках охотника» ряд живых миниатюр крепостного быта,
конечно, ке дал бы литературе тонких, мягких, полных классической
простоты и истинной реальной правды очерков мелкого барства,
крестьянского люда и неподражаемых пейзажей русской природы, если бы
автор с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и
не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда!
В
«Записках охотника» поражают образы мужиков. Обаятельные, овеянные
поэзией образы крестьян противопоставлены в «Записках охотника» образам
душевладельцев - людей глубоко безнравственных, умственно ограниченных,
жестоких. Мы убеждаемся в духовном превосходстве закрепощенного народа
над его поработителями. И это подчеркивает чудовищность крепостнических
отношений. Рисуя образы помещиков и их сподручных, автор «Записок
охотника» превращается в сатирика.
В
«Записках охотника» нет сцен истязаний, но именно примелькавшиеся
обыденные картины крепостнической жизни свидетельствуют об
античеловеческой сущности всего общественного строя.
В
«Свидании» автор изобразил последнюю встречу двух молодых людей.
Встреча происходит в лесу. В это же время там находится невольный
свидетель этого свидания. Он засыпает в лесу, но когда открывает глаза,
видит в двадцати шагах от себя молодую крестьянскую девушку, которая
сидит, потупив взгляд и уронив обе руки на колени. Она, видимо, ждет
кого-то, медленно перебирает цветы, веки ее покраснели и новая слеза
прокатилась из-под густых ресниц, останавливаясь и лучисто сверкая на
щеке. Вдруг она встрепенулась: сквозь чащу замелькала фигура мужчины.
Как только он увидел девушку, то начал ломаться, он удостоил ее беглым и
равнодушным взглядом, засунул руки в карманы пальто, опустился на
землю.
Само
поведение этого человека показывает его самоуверенность. Он качает
ногой, зевает. Его слова: «А я было совсем и позабыл. Притом, вишь,
дождик!», - показывают его невоспитанность. Он приходит для того, чтобы
сказать о том, что уезжает. И когда девушка начинает плакать, он
говорит, что уйдет.
Акулина
дает ему цветы, Виктор лениво протягивает руку, берет, небрежно нюхает
цветок и начинает вертеть его в руках. Ни одного доброго слова в его
разговоре! Он не знает что сказать Акулине, что ей ответить. Такое
впечатление, что разговаривать с ней - выше его достоинства. И когда она
просит подождать хоть немного, Виктор отвечает: «Чего ждать? Ведь я уже
простился с тобой.» Внезапные, надрывающие грудь рыдания не дают
Акулине закончить речи, - она повалилась на траву и горько заплакала.
Долго сдерживаемое горе хлынуло, наконец, лото-ком. Виктор постоял над
нею, пожал плечами, повернулся и ушел большими шагами.
Главные
действующие лица в этом рассказе -Акулина и Виктор. Акулина - молодая
крестьянская девушка. Она очень не дурна собою. Густые белокурые волосы,
белый, как слоновая кость, лоб. Тонкие высокие брови, длинные ресницы.
Виктор - избалованный камердинер. Лицо румяное, свежее, нахальное. Очень
часто такие лица нравятся женщинам. Беспрестанно щурит свои и без того
крошечные молочно-серые глазки, морщится, опускает уголки губ,
принужденно зевает.
Тургенев
очень красиво описывает природу. Он показывает ее настроения: «сквозь
невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался
унылый страх недалекой зимы».
Рассказ
«Свидание», как мне кажется, является одним из самых лиричных, глубоко
поэтичных в цикле «Записки охотника». Автору удалось создать поистине
прекрасный образ молодой девушки-крестьянки. Возможно, именно этот
персонаж послужил в дальнейшем основой целой галереи женских образов в
отечественной литературе.
|