Спартанцы умели обидчиков поставить на место, не прибегая к
физической расправе над ним. Однажды в Спарту прибыли жители греческого города
Клазомены. Среди них Оказались озорники, вымазавшие сажей кресла, в которых
сидели правители Спарты – эфоры. Те не показали своего гнева, а издали указ,
который был на следующее утро объявлен по всей стране: «Клазоменцам разрешается
вести себя непристойно».
Мудрость спартанцев помогала им найти выход из самых сложных
обстоятельств. Когда они получили приказ Александра Македонского, объявлявший о
его божественном происхождении, то постановили: «Если Александру угодно быть
богом, пусть будет». Истинно по-спартрански посмеялись они над претензиями
гордого македонца.
Свободолюбие спартанцев лучше всего сознавали их цари. Один
из них Антигон, заметив в своём сыне гордость и пренебрежение к подданным,
сказал ему: «Оставь свои замашки. Разве ты не знаешь, что наша с тобой власть –
почётное рабство?».
Спартанцы издали закон, ограничивающий покупку съестных
припасов, регламентирующий их количество и качество.
В 362 г. до н. э. фиванцы под командованием Эпаминонда
напали на Спарту. Один мальчик-спартанец убежал из дома на поле боя и вместе со
взрослыми отражал наступление врагов. Когда спартанцы победили, они наградили
маленького героя венком за проявленную доблесть, но присудили к большому
денежному штрафу за то, что он принял участие в сражении до установленного
возраста и сражался, не имея положенного спартанцу вооружения и облачения.
Воспитание детей считалось в Спарте одной из главных
общественных обязанностей гражданина. Спартанец, имевший трёх сыновей,
освобождался от несения сторожевой службы, а отец пятерых – от всех
существовавших повинностей.
Однажды в Спарту прибыл с острова Хиос – гордый и чванливый,
облачённый в пышные одежды и выкрасивший волосы, чтобы скрыть седину. Не успел
он начать речь, как поднялся с места один из спартанцев и, обращаясь к
присутствующим согражданам, сказал: «Что путного может сказать этот человек, если
у него обман не только в сердце, но и на голове?».
Одного спартанского юношу, за бесценок купившего землю,
предали суду. В обвинении говорилось, что он слишком молод, а уже соблазнился
выгодой, а корысть – это враг каждого жителя Спарты.
Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли в поле битвы
и смотрели, куда они были ранены – в грудь или спину. Если в грудь, то женщины
с гордостью смотрели на окружающих и с почетом хоронили своих детей в отчих
гробницах. Если же видели, что раны на спине, то, рыдая от стыда, спешили
скрыться с поля сражения, предоставляя хоронить мёртвых другим.
Алкивиад утверждал, что нет ничего удивительного в присущем
спартанцам равнодушии к смерти, так как, стремясь избавиться от своей законом
предписываемой тяжёлой жизни, они готовы поменять её тяготы даже на смерть.
|