Назначение бизнес-плана
Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить
предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться
оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и
информация о потребителях продукции или услуг.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
- дает возможность определить жизнеспособность проекта
в условиях конкуренции;
- содержит ориентир, как должен развиваться проект
(предприятие);
- служит важным инструментом получения финансовой
поддержки от внешних инвесторов.
При составлении бизнес-плана необходимо оценить
возможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс
называется определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценку
приступают к постановке целей и задач. Этот процесс в свою очередь состоит из
двух частей. Во-первых, устанавливается, что будет являться продукцией проекта
(каким бизнесом будет заниматься предприятие), во-вторых, определяются главные,
количественно обоснованные цели на перспективу.
Установление таких целей является наиболее легкой
задачей. Решив ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого
необходимо выработать стратегию и составить планы, которые формируют ядро
бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является
существенным фактором длительного выживания предприятия и его прибыльности.
Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то
есть он может стать средством привлечения капитала, необходимого для
осуществления проекта (развития предприятия). При составлении бизнес-плана
необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху.
Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны и на предлагаемой
идее нужно ставить крест. Разумеется, это не самый приятный вывод, но лучше его сделать, пока проект на бумаге, а не
тогда, когда на его создание уже потрачены деньги и время.
Таким образом, бизнес-план дает возможность понять
общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого
может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода от одного
состояния в другое.
В наше время бизнес-план становиться для
предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет
выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно
разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план,
никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.
Инвесторы хотят увидеть бизнес-план доказывающий, что
над идеей хорошо поработали и предприниматель тщательно продумал все действия,
которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в
успешно функционирующую программу.
Бизнес-план представляет из себя документ, который
убедительно демонстрирует способность вашей компании произвести и (что самое
главное) продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и
возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов).
Таким образом, бизнес-план является не просто набором
управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж,
организации и финансов - он позволяет Вам "удачно" продать ваш бизнес
тому, для кого этот план предназначен, будь то банк, инвестиционная компания,
потенциальный партнер (заказчик).
Бизнес-план предназначен для вашего инвестора или
банкира, а также огромную пользу он приносит и вам. Подробный и продуманный
бизнес-план, возможно, является наилучшим инструментом, который поможет достичь
долгосрочный целей.
Бизнес-план помогает:
принимать важные деловые решения
подробно ознакомиться с финансовой стороной вашего
дела
получать важную информацию по вашей индустрии и
маркетингу
предвидеть и избегать препятствий, которые часто
встречаются в схожем бизнесе
поставить конкретные задачи, осуществление которых
будет свидетельствовать о сделанном прогрессе
расширяться в новых и перспективных отраслях
быть более убедительным при поиске финансирования
Создавая бизнес-план вы получите возможность: узнать
много нового о вашей индустрии и секторе рынка, лучше контролировать свою фирму
и увеличить свою конкурентоспособность.
Любой бизнес-план должен иметь читателей,
заинтересованных в успехе дела. Существует восемь различных причин, которые
определяют характер бизнес-плана в зависимости от того, для кого он
предназначен:
Бизнес-план для себя. Это своего рода самоконтроль:
что необходимо для открытия дела? Достаточно ли реалистична идея?
Бизнес-план для получения кредита. До недавнего
времени российский предприниматель для получения кредита в банке мог
представить лишь двухстраничное ТЭО (Технико-экономическое обоснование),
которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой
финансовой организацией решения о предоставлении кредита. Решающими же были
личные связи, рекомендации, а также осведомленность банкиров о состоянии дел
кредитополучателя (как правило, предприниматели брали кредиты в банках,
клиентами которых они были). В последнее время все больше и больше российских
банков требуют от предпринимателей бизнес-план для предприятия окончательного
решения о выдаче (или не выдаче) кредита.
Бизнес-план для привлечения средств сторонних
инвесторов. Инвесторами выступают: венчурные инвестиционные фонды, частные
инвесторы или публичная эмиссия акций. Если вы привлекаете средства за счет
публичной эмиссии акций вашей компании, бизнес-план содержащий сведения о
фирме, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых
перспективах, поможет вам успешнее продать компанию инвесторам. По мере того,
как российский фондовый рынок развивается и стабилизируется, бизнес-планы будут
приобретать все большее значение для осуществления публичной эмиссии ценных
бумаг (и во всей видимости, станут основой проспекта эмиссии). Российская
практика имеет мало прецедентов создания и открытого распространения
бизнес-планов в качестве вспомогательного инструмента публичной эмиссии (самым
ярким примером представляется опыт эмиссии российского АООТ "Медиа Мекэникс").
Бизнес-план для совместного предприятия или
стратегического альянса с иностранным партнером. Иностранные компании пережив
эйфорию первых лет перестройки, теперь с большей осторожностью подходят к
оценке потенциального партнера по совместному предприятию. И грамотный
бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности вашего дела.
Бизнес-план для заключения крупного контракта.
Бизнес-план для привлечения новых сотрудников. В наши
годы трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более
высокие заработки. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному
сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы.
Бизнес-план для объединения с другой компанией. Он
поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны
совместной деятельности.
Бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования
операций. По мере того, как небольшие компании растут, появляется необходимость
создания стратегической (или тактической - в зависимости от ситуации) концепции
развития. Бизнес-план, в разработке которого принимают участие ваши партнеры по
бизнесу и ключевые сотрудники, поможет вам выработать эту концепцию и, что
важнее, позволит вам выработать эту концепцию, позволит вашим партнерам более
четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой
концепции.
Структура бизнес-плана
Структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана, требований
потенциального инвестора. Бизнес-план должен содержать следующие разделы:
- исполнительное резюме;
- общее описание предприятия;
- продукция и услуги;
- маркетинг;
- производственный план;
- управление и организация;
- финансовый план;
- оценка рисков;
- приложения.
"Исполнительное резюме" является первым разделом бизнес-плана и
является его сокращенной версией, содержит краткое описание компании, наиболее
привлекательные моменты из всех остальных разделов, положительные аспекты
предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов
и предполагаемый срок возврата средств.
В "Общем описании предприятия" необходимо охарактеризовать
предприятие и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму
предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия,
достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от
конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.
Раздел "Продукция и услуги" содержит описание товаров и услуг,
предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия
стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень
готовности продукции или услуг к выходу на рынок.
Цель раздела бизнес-плана "Маркетинг" - разъяснить, как бизнес
намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ
(характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый
план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама,
система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).
Раздел "Производственный план" содержит описание технологического
процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия.
Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства,
перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования
(наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях,
коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов
(персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав
подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре
персонала по мере развития предприятия).
В разделе "Управление и организация" нужно коротко представить
основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы,
члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), привести
организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и
разделение ответственности в рамках организации.
Цель "Финансового плана" заключается в том, чтобы сформулировать и
представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые
результаты деятельности компании. Для уже существующего бизнеса целесообразно
показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и
сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых
проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных
сценариев развития компании.
Финансовый план должен содержать график выполнения работ и потребностей в
финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемые источники и схемы
финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий, график погашения
кредитов), подробную смету расходов.
В финансовый план включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях
и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, NPV,
срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности, операционный рычаг
и т.д.).
В разделе "Оценка рисков" требуется ориентировочно оценить, какие
риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут
обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от
них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер
профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего
страхования.
В "Приложения" включаются документы, которые могут служить
подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в
бизнес-плане. К таковым могут относиться резюме руководителей предприятия или
проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы, результаты маркетинговых
исследований, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, подробные
технические характеристики продукции, план предприятия (и прилегающей
территории), контракты и договоры, лицензии, разрешения, сертификаты, отзывы и
т.п.
|