Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Главная » 2012 » Май » 8 » Тема любви в романе Толстого "Война и мир"
15:06 Тема любви в романе Толстого "Война и мир" |
В романе "Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой
"мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно,эта тема отражена в тех
частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении "мира”
преобладает "мысль семейная”, играющая в романе очень важную роль.
Испытанию любви подвергаются практически все герои "Войны и
мира”. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они
приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их
страдание, развиваю-Щее и очищающее душу.
Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского.
Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным "внешней
красотой”, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло
мучительное и угнетающее понимание того, как "жестоко и неповторимо” он
ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова:
"Никогда, никогда не женись... до тех пор, пока ты не сделал все, что
мог... Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!”
Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия,
он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя
пустого, глупого света. Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением
бесполезности своей жизни, уравнивающей его с "придворным лакеем и
идиотом”.
Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный
перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность.
Болконский походил в то время на дуб, который "старым, сердитым и
презрительным уродом стоял между улыбающимися березами” и "не хотел
подчиняться обаянию весны”. "Неожиданная путаница молодых мыслей и
надежд” поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед
ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый "шатром сочной, темной
зелени”, так что "ни болячек, ни старого недоверия, ни горя — ничего не
было видно”.
Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни.
Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин
света, пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло,
обновило его душу. Он "казался и был совсем другим, новым человеком”, и
как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Правда, даже
любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил
Наташе "измены”. Лишь после смертельной раны и душевного перелома и
переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и
осознал жестокость разрыва с ней. "Я люблю тебя больше, лучше, чем
прежде”, — сказал он тогда Наташе, ноуже ничто, даже ее пламенное
чувство не могло удержать его в этом мире.
"Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, — сказал он тогда
Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в
этом мире.
Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же
как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из
Парижа, по-детски восторженный Пьер увлекается "кукольной” красотой
Элен. Пример князя Андрея не стал для него "наукой”, Пьер на своем опыте
убедился, что не всегда красота внешняя является красотой внутренней —
душевной.
Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она "была
страшно близка ему”, ее прекрасное и "мраморное” тело имело власть над
ним. И хотя Пьер чувствовал, что это "нехорошо почему-то”, он безвольно
поддался чувству, внушаемому ему этой "развратной женщиной”, и в конце
концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования,
мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через
некоторое время после свадьбы, когда "загадочность” Элен обернулась
душевной пустотой, глупостью и развратом.
Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и
привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало
вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друг друга.
Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от
Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с
Анатолем Кураги-ным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел
измученную, исстрадавшуюся Наташу, и "еще никогда не испытанное чувство
жалости переполнило душу Пьера”. И любовь вошла в его "расцветшую к
новой жизни душу”. Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с
Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во
внутреннюю красоту Курагина, в общении с которым она, так же как и Пьер с
Элен, "с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды”.
После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он
увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства
Наполеона, и горящая - Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен.
Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера
сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильна
изменившейся, Пьер не узнал Наташу. Они оба верили, что после всего
пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их
сердцах, и вдруг "пахнуло и обдало давно забытым счастьем”, и забили
"силы жизни”, и овладело ими "радостное сумасшествие”.
"Проснулась любовь, проснулась и жизнь”. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея.
Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной
смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с
новой силой "любовь к матери показала ей, что сущность ее — любовь — еще
жива в ней”. Эта всеокружающая сила любви, вызывавшая к жизни любимых
ею людей, на которых была направлена.
Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи.
Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой, княжна при жизни
отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный
сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее
высокой одухотворенности, нравственной красоты.
В эпилоге романа "Война и мир” Толстой возвеличивает духовное
единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая
семья, в которой соединялись, казалось бы, разные начала — Ростовых и
Болконских.
"Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе
несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою
особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое
целое”.
|
Категория: Сочинения |
Просмотров: 1139 |
Добавил: Yaropolk
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Отвлекись!
Рулетка на Webmoney с автовыплатами
Новые сочинения
| О связи таланта и трудолюбия |
| Что такое настоящая благодарность |
| Судьба человека |
| Остров Борнгольм |
| Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») |
|