Всё
детство и юность С.А.Есенин провёл в родном рязанском селе
Константиново, в Спас-Клепинах, где он окончил «второклассную»
учительскую школу. С ранних лет он воочию видел и нищету деревенской
жизни, и непосильные тяготы сельского труда. О том, что он болел этой
вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи,
как «Заглушила засуха посевы…», «Край ты мой заброшенный…» и другие.
Однако подобные вещи относительно редки в его раннем творчестве. Пахота и
жатва – основные вехи веками размеренного крестьянского труда, но этих
картин, по сути дела, в стихах Есенина нет. Чаще встречаются, пожалуй,
только сенокос да выпас лошадей в ночном. В его стихах несравненно
больше деревенских праздников и гуляний, картин сельского приволья.
Ранние
стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Сельская жизнь предстаёт в
светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые лучшие чувства и
верования поэта. Родная рязанская изба и приокские просторы обретают
сказочную красочность:
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повести.
Где-то мышь скребётся в затворённой клети…
В
ранних стихах Есенин открыто романтизирует деревенское бытие. Любуясь
особенностями деревенской жизни, картинами природы, он стремится не
просто донести до читателя свою радость от их видения, а передать,
заразить его ощущением полноты и красоты жизни. Светлый и радостный
колорит кажется преобладающим. Однако за бросающейся в глаза
красочностью и многозвучностью в его стихах всегда видится нечто
грустное и печальное. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то
глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, обостряет
восприятие красоты жизни, высочайшей, непреходящей ценности
человеческого счастья. Мечта о человеческом счастье, боль от его
отдалённости, недостижимости и хрупкости, сочувствие человеку – это
коренные свойства поэзии Есенина, возникшие в его ранних стихах,
развитые и пронесённые через всё творчество.
И
ещё одна главнейшая, определяющая черта поэзии Есенина – полная
слитность с народной жизнью. Перед Есениным никогда не вставала проблема
поиска пути к народу, не было необходимости специально изучать его,
постигать «душу народа». И дело здесь не в происхождении поэта, не в
обстоятельствах его жизни, не в природном знакомстве с реальными
условиями, тяготами и лишениями крестьянской судьбы, хотя, конечно,
кровная связь с крестьянской жизнью обогатила Есенина её органическим,
некнижным знанием.
Родная
земля дала ему народный взгляд на жизнь, наделила мудростью, теми
представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье,
которые вырабатывались народом в течение столетий. Ему не надо было
искать путей к душе народа – он сам по праву ощущал себя одним из её
носителей. Она жила в нём, была впитана со всем крестьянским обиходом
родного села, с теми песнями, поверьями, частушками, сказаниями, которые
были главным родником его творчества. Владел этим неоценимым богатством
он свободно и непринуждённо. Он говорил и пел песни словами, которыми
поёт народ.
Только
одно из ранних стихотворений назвал Есенин «Подражанье песне», одно из
последних – «Песня», да ещё «Песнь о собаке» и «Песнь о хлебе». Время
Есенина пересекалось величайшими историческими событиями: первая мировая
война, Октябрьская революция, гражданская война и начало строительства
первого в мире государства рабочих и крестьян. Вместе со своей страной
рос и менялся поэт, мужал его талант. За короткий срок он прошёл
необычайно яркий и своеобразный путь.
|